Зал №3: Надеждинский аэроклуб

ПетяПоздравляю! Вы правильно ответили на вопрос. Когда Евгений Николаевич Андреев открыл люк в гондоле,  температура  в стратосфере минус 65 градусов.

А сейчас вы узнаете историю надеждинского аэроклуба. Аэроклуб был прекрасной школой воспитания для молодых людей. 

Скачать бесплатно шаблоны для Wordpress.
Новые шаблоны DLE 10 на dlepro.ru

История аэроклуба города Серова

         Первые летчики городского аэроклуба. Середина 1930-х гг. Появление аэроклуба в Надеждинске (Серове) имеет свою предысторию. Еще в 1917 году в Екатеринбурге возникло Общество друзей авиации. Общество вело просветительскую деятельность, собирало средства на конструирование и строительство аэропланов, обучение пилотов. Молодое советское государство продолжило эту традицию. В 1923 году в СССР было создано Общество друзей воздушного флота. В конце двадцатых годов резко обострилась международная обстановка. Так 23 января 1927 года была создана общественная организация – Общество содействия обороне и  авиационно-химическому строительству СССР (Осоавиахим). Вскоре Осоавихим обратился к комсомолу с просьбой взять шефство над авиацией. В феврале 1931 года на своем девятом съезде Ленинский комсомол взял шефство над Военно- воздушными силами страны. Съезд выдвинул перед каждым комсомольцем задачу - освоить одну из военных специальностей. Комсомольцы стали неутомимыми пропагандистами авиации, повсюду открывались аэроклубы.

         30 апреля 1933 года президиум Уральского областного Совета ОСОВИАХИМА принял решение об открытии в Уральской области 4х аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижне-Тагильского  и Надеждинского.   В 1934 году кабаковские комсомольцы получили предложение от руководителей Уралосовиахима организовать аэроклуб. И вот уже 15 июня 1934 года был организован субботник по погрузке стройматериалов для строительства аэродрома. В аэроклуб к тому времени записались 400 человек.

        Первый набор курсантов аэроклуба в Кабаковске(5 августа 1934 г.) Это была поистине  народная стройка. Вскоре было выбрано помещение для занятий - два длинных барака на улице  Братьев Горшковых (сейчас на этом месте стоят два каменных  двухэтажных здания «Домнаремонта»). Одновременно шло строительство аэродрома за Каквой. Особенно закипела работа, когда на самолете  У-2 в Кабаковск в августе прилетел пилот Василий Иосифович Янчевский, чтобы помочь организовать аэроклуб. Его самолет сел на Коле. До этого в Кабаковске самолетов не видели.

 Газета «Пролетарий» за 18 августа 1934 года писала  "В ночь на 17 августа коллектив сортопрокатного цеха во главе с мастером Булычевым провел субботник, средства от которого отчисляются на строительство аэроклуба и аэродрома. 250 человек участвовали в субботнике по раскорчевке площади под аэродром и аэроклуб". В эти дни рабочие метзавода отчисляли половину своего однодневного заработка на строительство аэроклуба и аэродрома.  На субботники по сооружению взлетно-посадочной полосы выходили сотнями.  18 августа 1934 года  посадочная площадка аэродрома  готова, строится ангар, он должен быть сдан в эксплуатацию к 10 октября. На предприятиях работают 5 авиакружков, 60 человек занимаются на курсах пилотов, 700 человек завербовано в члены аэроклуба.

        18 августа в День авиации 15 лучших ударников строительства аэродрома, 10 ударников метзавода и 15 ударников - колхозников  премируются полетами на самолете. Работа по созданию аэроклуба подходила к концу. 3 октября в городе приехал военный летчик Иван Иванович Халимонов, назначенный начальников аэроклуба. 11 октября 1934 года из Свердловска для Кабаковского аэроклуба прибыл первый учебный самолет «У-2». А уже 26.10.1934 года газета «Пролетарий» пишет: «21 октября на Турьинских рудниках опустился самолет Кабаковского аэроклуба… Организовано бесплатное катание ударников на самолете».

        7 ноября 1934 года Кабаковск торжественно отмечал 17-ую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Над городом, над площадью, где шел праздничный митинг кружил самолет У-2. У штурвала был Халимонов, в кабине инструктора сидел Янчевский. Этот день можно считать днем открытия аэроклуба. 

        Газета "Пролетарий" от 09 июля 1934 года 156 "День Кабаковска" По данным газеты «Пролетарий» на 17 ноября в аэроклубе насчитывалось 802 человека. В учебных корпусах проводились теоретические занятия, на аэродроме - практические. На страницах газеты «Пролетарий» часто освещается деятельность аэроклуба.

        В заметке, «Наши учлеты» говорится:  «Третий месяц  идет учеба первых ударников аэроклуба. Курсанты аэроклуба, ударники кабаковских заводов, осваивают технику управления самолетом без отрыва от производства. В аэроклуб пришла рабочая молодежь, имеющая громадный интерес к авиации, упорное желание во что бы то ни стало получить право управления самолетом. Ударники производства - вырастают в ударников  освоения техники авиации».

        Аэроклубу были необходимы самолеты, и предприятия города выделили средства на их покупку. 26 тысяч выделил метзавод. 55 тыс рублей Кабаковскому аэроклубу поступило от коллектива исправительно-трудовой колонии. На эти деньги были куплены 3 самолета.

        В газете «Пролетарий» за 5 декабря 1935 года читаем: «Кабаковский аэроклуб получил парашют. Инструктор парашютного спорта товарищ Поляков сделал первый прыжок с высоты 800м.  Аэроклуб объявляет набор на курсы летного обучения. Планируется  12 новых групп».

       Подшлемник и шлем летчика В.Ф. Фуфачева, Героя Советского Союза, выпускника Серовского аэроклуба Аэроклуб был прекрасной школой воспитания для молодых людей. В его стенах занимались будущие Герои Советского Союза  Владимир Филиппович Фуфачев  и Аркадий Николаевич Коняев.

       Аркадий Коняев занимался в аэроклубе без отрыва от производства с 1936 года. После  его окончания он был направлен в школу летчиков. Во время войны Коняев -  командир  истребительной эскадрильи авиационного полка. На его счету 150 боевых вылетов, в 49 воздушных боях им было сбито 15 самолетов противника, участник Парада Победы 1945 года.

      С самого начала войны аэроклуб был преобразован в военную авиашколу Уральского военного округа. Личному составу присвоили воинские звания: летчикам - офицерские, авиатехникам - сержантские. А 9 ноября 1941 года по приказу Военного Совета Уральского военного округа  летчикам и авиамеханикам на самолетах авиашколы предписывалось 16 ноября прибыть в Свердловск. Серовский отряд вошел в состав 698 авиационного полка ночных бомбардировщиков. С Серовским отрядом летел и Владимир Фуфачев, будущий Герой Советского Союза.

      Владимир Филиппович ФуфачевПодшлемник и шлем летчика В.Ф. Фуфачева, Героя Советского Союза, выпускника Серовского аэроклуба Владимир Фуфачев пришел в аэроклуб в 1938 году, когда ему шел 16-ый год. Учился в группе авиамехаников. Затем учеба в Пермском военном училище. С 1940 году работал авиатехником в аэроклубе.  Здесь же выучился  на пилота. За время войны  на своем Ил-2  с июня 1944 года  он совершил 125 успешных боевых вылетов и уничтожил 12 танков, 35 автомашин, 7 самоходных  орудий, 10 железнодорожных вагонов противника. После того, как Владимир Филиппович Фуфачев получил звание Героя Советского Союза, он совершил еще 25 боевых вылетов с 22 апреля по 5 мая 1945 года. Погиб В. Фуфачев 15 мая 1945 г.

      Тетрадь с конспектами курсанта Серовского аэроклуба В.И. Вилькова К сожалению, архив аэроклуба до сих пор не обнаружен. О его деятельности в послевоенные годы практически ничего неизвестно. Есть приказ  № 25 от 06 февраля 1962 года о том, что областной комитет ДОСААФ закрепляет за авиационно-спортивным клубом Нижнего Тагила планерный кружок ДОСААФ металлургического завода г.Серова.

     По воспоминаниям одного из жителей города парашютный кружок  работал в 1964 году, руководителем был работник мартеновского цеха. В Серове изучали устройство парашюта, учились его складывать, проводили  тренировки - прыгали с пожарной вышки метзавода, но для выполнения прыжков с самолета надо было ехать в Нижний Тагил.

     Традиции Серовского аэроклуба уже в 1990-е годы продолжили воспитанники клуба «Парашютист-десантник».

Хотите узнать, что будет дальше?

Вопрос Пети

В этом зале мы узнали об истории создания Надеждинского авиаклуба и о его славных выпускниках.  А теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.

Тот, кто ответит правильно, пойдет со мной в следующий зал, в котором мы посмотрим на бескрайнее звездное небо!

Вопрос: В стенах аэроклуба занимались два летчика - будущих Героя Советского Союза. Один из них принял участие в Параде Победы в 1945 году. Кто?

Выставка музея Хобби-Экспо. ВИДЕО.

  Посмотрите наш сюжет о выставке, рассказывающей об истории Надеждинского авиаклуба.

Войти на сайт