Зал №3: Надеждинский аэроклуб

ПетяПоздравляю! Вы правильно ответили на вопрос. Когда Евгений Николаевич Андреев открыл люк в гондоле,  температура  в стратосфере минус 65 градусов.

А сейчас вы узнаете историю надеждинского аэроклуба. Аэроклуб был прекрасной школой воспитания для молодых людей. 

История аэроклуба города Серова

         Первые летчики городского аэроклуба. Середина 1930-х гг. Появление аэроклуба в Надеждинске (Серове) имеет свою предысторию. Еще в 1917 году в Екатеринбурге возникло Общество друзей авиации. Общество вело просветительскую деятельность, собирало средства на конструирование и строительство аэропланов, обучение пилотов. Молодое советское государство продолжило эту традицию. В 1923 году в СССР было создано Общество друзей воздушного флота. В конце двадцатых годов резко обострилась международная обстановка. Так 23 января 1927 года была создана общественная организация – Общество содействия обороне и  авиационно-химическому строительству СССР (Осоавиахим). Вскоре Осоавихим обратился к комсомолу с просьбой взять шефство над авиацией. В феврале 1931 года на своем девятом съезде Ленинский комсомол взял шефство над Военно- воздушными силами страны. Съезд выдвинул перед каждым комсомольцем задачу - освоить одну из военных специальностей. Комсомольцы стали неутомимыми пропагандистами авиации, повсюду открывались аэроклубы.

         30 апреля 1933 года президиум Уральского областного Совета ОСОВИАХИМА принял решение об открытии в Уральской области 4х аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижне-Тагильского  и Надеждинского.   В 1934 году кабаковские комсомольцы получили предложение от руководителей Уралосовиахима организовать аэроклуб. И вот уже 15 июня 1934 года был организован субботник по погрузке стройматериалов для строительства аэродрома. В аэроклуб к тому времени записались 400 человек.

        Первый набор курсантов аэроклуба в Кабаковске(5 августа 1934 г.) Это была поистине  народная стройка. Вскоре было выбрано помещение для занятий - два длинных барака на улице  Братьев Горшковых (сейчас на этом месте стоят два каменных  двухэтажных здания «Домнаремонта»). Одновременно шло строительство аэродрома за Каквой. Особенно закипела работа, когда на самолете  У-2 в Кабаковск в августе прилетел пилот Василий Иосифович Янчевский, чтобы помочь организовать аэроклуб. Его самолет сел на Коле. До этого в Кабаковске самолетов не видели.

 Газета «Пролетарий» за 18 августа 1934 года писала  "В ночь на 17 августа коллектив сортопрокатного цеха во главе с мастером Булычевым провел субботник, средства от которого отчисляются на строительство аэроклуба и аэродрома. 250 человек участвовали в субботнике по раскорчевке площади под аэродром и аэроклуб". В эти дни рабочие метзавода отчисляли половину своего однодневного заработка на строительство аэроклуба и аэродрома.  На субботники по сооружению взлетно-посадочной полосы выходили сотнями.  18 августа 1934 года  посадочная площадка аэродрома  готова, строится ангар, он должен быть сдан в эксплуатацию к 10 октября. На предприятиях работают 5 авиакружков, 60 человек занимаются на курсах пилотов, 700 человек завербовано в члены аэроклуба.

        18 августа в День авиации 15 лучших ударников строительства аэродрома, 10 ударников метзавода и 15 ударников - колхозников  премируются полетами на самолете. Работа по созданию аэроклуба подходила к концу. 3 октября в городе приехал военный летчик Иван Иванович Халимонов, назначенный начальников аэроклуба. 11 октября 1934 года из Свердловска для Кабаковского аэроклуба прибыл первый учебный самолет «У-2». А уже 26.10.1934 года газета «Пролетарий» пишет: «21 октября на Турьинских рудниках опустился самолет Кабаковского аэроклуба… Организовано бесплатное катание ударников на самолете».

        7 ноября 1934 года Кабаковск торжественно отмечал 17-ую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Над городом, над площадью, где шел праздничный митинг кружил самолет У-2. У штурвала был Халимонов, в кабине инструктора сидел Янчевский. Этот день можно считать днем открытия аэроклуба. 

        Газета "Пролетарий" от 09 июля 1934 года 156 "День Кабаковска" По данным газеты «Пролетарий» на 17 ноября в аэроклубе насчитывалось 802 человека. В учебных корпусах проводились теоретические занятия, на аэродроме - практические. На страницах газеты «Пролетарий» часто освещается деятельность аэроклуба.

        В заметке, «Наши учлеты» говорится:  «Третий месяц  идет учеба первых ударников аэроклуба. Курсанты аэроклуба, ударники кабаковских заводов, осваивают технику управления самолетом без отрыва от производства. В аэроклуб пришла рабочая молодежь, имеющая громадный интерес к авиации, упорное желание во что бы то ни стало получить право управления самолетом. Ударники производства - вырастают в ударников  освоения техники авиации».

        Аэроклубу были необходимы самолеты, и предприятия города выделили средства на их покупку. 26 тысяч выделил метзавод. 55 тыс рублей Кабаковскому аэроклубу поступило от коллектива исправительно-трудовой колонии. На эти деньги были куплены 3 самолета.

        В газете «Пролетарий» за 5 декабря 1935 года читаем: «Кабаковский аэроклуб получил парашют. Инструктор парашютного спорта товарищ Поляков сделал первый прыжок с высоты 800м.  Аэроклуб объявляет набор на курсы летного обучения. Планируется  12 новых групп».

       Подшлемник и шлем летчика В.Ф. Фуфачева, Героя Советского Союза, выпускника Серовского аэроклуба Аэроклуб был прекрасной школой воспитания для молодых людей. В его стенах занимались будущие Герои Советского Союза  Владимир Филиппович Фуфачев  и Аркадий Николаевич Коняев.

       Аркадий Коняев занимался в аэроклубе без отрыва от производства с 1936 года. После  его окончания он был направлен в школу летчиков. Во время войны Коняев -  командир  истребительной эскадрильи авиационного полка. На его счету 150 боевых вылетов, в 49 воздушных боях им было сбито 15 самолетов противника, участник Парада Победы 1945 года.

      С самого начала войны аэроклуб был преобразован в военную авиашколу Уральского военного округа. Личному составу присвоили воинские звания: летчикам - офицерские, авиатехникам - сержантские. А 9 ноября 1941 года по приказу Военного Совета Уральского военного округа  летчикам и авиамеханикам на самолетах авиашколы предписывалось 16 ноября прибыть в Свердловск. Серовский отряд вошел в состав 698 авиационного полка ночных бомбардировщиков. С Серовским отрядом летел и Владимир Фуфачев, будущий Герой Советского Союза.

      Владимир Филиппович ФуфачевПодшлемник и шлем летчика В.Ф. Фуфачева, Героя Советского Союза, выпускника Серовского аэроклуба Владимир Фуфачев пришел в аэроклуб в 1938 году, когда ему шел 16-ый год. Учился в группе авиамехаников. Затем учеба в Пермском военном училище. С 1940 году работал авиатехником в аэроклубе.  Здесь же выучился  на пилота. За время войны  на своем Ил-2  с июня 1944 года  он совершил 125 успешных боевых вылетов и уничтожил 12 танков, 35 автомашин, 7 самоходных  орудий, 10 железнодорожных вагонов противника. После того, как Владимир Филиппович Фуфачев получил звание Героя Советского Союза, он совершил еще 25 боевых вылетов с 22 апреля по 5 мая 1945 года. Погиб В. Фуфачев 15 мая 1945 г.

      Тетрадь с конспектами курсанта Серовского аэроклуба В.И. Вилькова К сожалению, архив аэроклуба до сих пор не обнаружен. О его деятельности в послевоенные годы практически ничего неизвестно. Есть приказ  № 25 от 06 февраля 1962 года о том, что областной комитет ДОСААФ закрепляет за авиационно-спортивным клубом Нижнего Тагила планерный кружок ДОСААФ металлургического завода г.Серова.

     По воспоминаниям одного из жителей города парашютный кружок  работал в 1964 году, руководителем был работник мартеновского цеха. В Серове изучали устройство парашюта, учились его складывать, проводили  тренировки - прыгали с пожарной вышки метзавода, но для выполнения прыжков с самолета надо было ехать в Нижний Тагил.

     Традиции Серовского аэроклуба уже в 1990-е годы продолжили воспитанники клуба «Парашютист-десантник».

Хотите узнать, что будет дальше?

Вопрос Пети

В этом зале мы узнали об истории создания Надеждинского авиаклуба и о его славных выпускниках.  А теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.

Тот, кто ответит правильно, пойдет со мной в следующий зал, в котором мы посмотрим на бескрайнее звездное небо!

Вопрос: В стенах аэроклуба занимались два летчика - будущих Героя Советского Союза. Один из них принял участие в Параде Победы в 1945 году. Кто?

Выставка музея Хобби-Экспо. ВИДЕО.

  Посмотрите наш сюжет о выставке, рассказывающей об истории Надеждинского авиаклуба.

Войти на сайт